МОСКВА, 1 мая — РИА Новости, Анастасия Гнединская. На работе Елена Бакалдина всегда на высоте. Поднимается в кабину башенного крана — до получаса. И так каждое утро. Зимой на челке образуются сосульки, на ресницах — иней. Как управлять столь масштабными конструкциями и часто ли они падают, РИА Новости рассказала крановщица из Самары.
Как шагает радуга
Бакалдина шутит, что ее рабочий день начинается с интенсивной зарядки, кросс-марафона и закаливания. Чтобы залезть на кран, надо преодолеть от 350 до 500 ступенек — в зависимости от высоты башни.
«Я имела дело и с 100-метровыми, и с 140-метровыми. Это примерно как забраться на пирамиду Хеопса или тридцатиэтажный дом», — объясняет Елена.
В блоге у Елены не только рабочие фото
Подъем на самый высокий кран у нее занимал от 17 до 25 минут. Говорит, пока лезешь, даже погода меняется: внизу ручьи, а наверху иней и температура на несколько градусов ниже.
«Летом стартуешь в футболке, а на последних секциях накидываешь кофту. Зато какие пейзажи! Вы когда-нибудь видели, как из земли «вырастает» радуга? — спрашивает Елена. — Я — несколько раз. Что самое интересное, она не стоит на месте, а перемещается».
«Обычно смертельный исход»
В профессию она пришла 14 лет назад. Сейчас не может даже вспомнить, как выбирала специальность. Возможно, взяла пример с брата. Он тоже крановщик, но не на башенных, а на гусеничных — у них кабина почти на уровне земли.
Крановщица Елена Бакалдина
Прежде чем пойти учиться, нашла наставницу. Та предупредила: «Сперва залезь на кран, посиди в кабине, почувствуй, как стрела гнется. А потом уже решай, сможешь работать или нет». Елена так и поступила.
Первый подъем помнит до сих пор.
«Страшно не было, но физически очень тяжело. Лестница строго вертикальная, без наклона, как на современных. До кабины — 16 этажей по три метра. Для неподготовленного человека это своеобразное испытание. Мышцы потом болели несколько дней — словно марафон пробежала».
Рабочие моменты
Но в кабине почувствовала себя уверенно, страха высоты не было. Хотя так не у всех — с первым подъемом иногда не справляются даже мужчины.
«У моей наставницы был один ученик — двухметровый «ковбой». Никто не думал, что он испугается. Но на полпути на него напал мандраж. Так и завис: ни вверх не может идти, ни вниз спускаться», — рассказывает Елена.
Первые месяцы на стройке дались нелегко. Бывало, звонила куратору в слезах. «Я ведь пришла сюда в 24 года — девочка в розовых очках. А здесь все так жестко, по-мужски. Но я всегда знала, что хочу работать на кране. У меня были и амбиции, хотела построить самое высокое здание в городе».
Мечту она воплотила. Принимала участие в возведении рекордсмена по высоте в Самаре — 35-этажного дома в жилом комплексе Вилоновский.
Елена Бакалдина
Чтобы стать крановщицей, не нужно получать даже среднее образование — достаточно окончить трехмесячные курсы. Девушек было много, но на башенный кран училась только Бакалдина. Остальные осваивали заводские — они намного ниже: максимум пять этажей.»Во время обучения девчонки с завода всякие страсти рассказывали про стройку. Мол, пока повернешь стрелу, на прежнем месте уже могут стенку возвести. И ты прямо в нее врежешься».
Поработав, Елена поняла: самое страшное — падение крана. Оказывается, аварии случаются довольно часто.
«В 2020-м в Тюмени из-за порыва ветра упали сразу три крана. Причем ребятам повезло: остались живы, хоть и получили травмы. Обычно же — смертельный исход», — говорит Бакалдина.
Click here to preview your posts with PRO themes ››
Перед тем как забраться на башню, мониторят погоду. При сильном ветре работы отменяют. Но иногда ураган налетает внезапно. «Тогда главное — успеть поставить стрелу «на флюгер», чтобы она спокойно крутилась в поворотном устройстве по ветру».
Но даже при стандартных погодных условиях металлоконструкция вибрирует — например, когда натягиваешь груз. Из-за этого, по словам Елены, в кабине все время ощущаешь себя как на аттракционе.
«Чепырики» и «чебурашки»
В мужском коллективе ей легко. С дискриминацией ни разу не сталкивалась, но привыкать к порядкам на стройке все же пришлось.
«Например, здесь принято обращаться на «ты» — это не считают неуважением. Я же первое время всем «выкала» — бригадиру, строителям. Ребята отшучивались: «Да я вроде бы еще не такой старый», — вспоминает крановщица. — После четырнадцати лет работы приучила себя, но все равно «вы» иногда прорывается».
Елена Бакалдина на работе
Интервью Елена дает во время перерыва. В рации периодически трещат голоса ее коллег. Мат — в каждом предложении. Она извиняется: на стройке без этого никуда.
"Привыкнуть трудно. При мне прошу не выражаться. Но еще сложнее было, когда ребята начали на сленге называть разные строительные детали. Я не понимала, что от меня хотят. Нам же на курсах рассказывали про "грузозахватные механизмы", а здесь — "чебурашки", "чепырики", "пауки".
За все время ни один рабочий не сказал, что Елена — не на своем месте. Ее это даже немного удивляет: «На дорогах такая гендерная дискриминация. А на стройке — нет. Хотя это те же мужчины, которые проклинают блондинок за рулем».
А вот подписчики блога, который она ведет, иногда не верят, что женщина может быть крановщицей.
«Один парень написал, что я специально для соцсетей залезаю в кабину к приятелю или брату, чтобы постановочные фото сделать». Переубеждать его Бакалдина не стала — просто от души посмеялась.
Отношения с мужчинами на стройке у Елены исключительно рабочие. Хотя первое время пытались ухаживать. «Помню, как-то устроилась на новый объект, а мужики собрались у крана и ждали, когда пройду. «Говорят, крановщица у нас красивая, вот и решили посмотреть».
Обед под облаками
Рабочий день Бакалдиной начинается в восемь утра. И смены по восемь часов. Обед — на высоте. Вниз спускаться смысла нет, на дорогу уйдет все время перерыва.
Завтрак под облаками
В туалет тоже не спускаются. «В подробности не буду вдаваться, думаю, все понимают».
Кабины на разных кранах отличаются. Одни просторные — может поместиться шесть человек. Другие такие крошечные, что даже ноги не вытянешь. Но ни в одной нет кондиционера.
«Не представляете, как она нагревается летом в полдень. Бывает, больше сорока градусов. Шторки на окнах есть, но они не спасают. В час пик в жару невозможно слезать без перчаток — металл раскаленный».
Вид из кабины башенного крана
Управлять краном не так сложно: на старых направление задается рычагом, на более современных — джойстиками, как на игровых приставках, объясняет Бакалдина. Но любой маневр нужно просчитывать на два шага вперед, иначе не избежать трагедии.
Каждому крану Елена придумывает имя: Дуглас, Катюша, Старушка. Сейчас она на Бывалом. Говорит, что профессию выбирала «по любви». Долгое время свои будни даже работой не называла. Говорила: иду на стройку. Будто это для нее — хобби.